Школа
подводной фотографии
CMAS
С.
Глущенко.
Фотосъемка под
водой.
Вода - это бесцветная жидкость, которая в 773
раза плотнее воздуха. Ее удельный вес несколько больше, чем у тела человека,
что и дает возможность нам плавать, держаться на поверхности и достаточно
свободно перемещаться в толще воды.
На суше мы постоянно находимся под давлением
столба воздуха. При погружении под воду кроме атмосферного давления на
все предметы начинает действовать еще и гидростатическое давление жидкости,
которое увеличивается по мере погружения на 1 кг/см2 через каждые 10 метров.
Если Вы захотите погружаться с аквалангом,
то обязательно пройдите курс обучения для начинающих подводных пловцов.
В учебной организации Вас познакомят со всеми особенностями пребывания
под водой и научат избегать рискованных ситуаций. Всегда помните, что вода
- чужая человеку среда. Беспечность в воде может стоить жизни, и надо соблюдать
все необходимые меры безопасности при плавании, свободном нырянии и погружениях
под воду в акваланге.
Чистая морская вода обладает способностью
поглощать свет избирательно. Красный цвет почти полностью пропадает на
глубине около 5 метров. Затем исчезают оранжевый и желтый цвета. Ниже 10
метров мы все увидим в сине-зеленом свете. На большие глубины проникают
только синие и фиолетовые лучи.
Вода также сильно рассеивает свет во всех
направлениях. Резко снижается яркостной и цветовой контраст. Это мешает
распознавать под водой даже знакомые предметы.
Кроме всего вышесказанного, следует учитывать,
что далеко не весь солнечный свет проникает под воду. Часть лучей отражается
от поверхности, и чем ниже солнце, тем меньший процент света попадает на
дно.
Наверное, многие пробовали открывать глаза
под водой, но видели только очень туманные картины.
Дело в том, что средний показатель преломления глаза чрезвычайно близок
к показателю преломления воды.
Если наш глаз непосредственно соприкасается
с водой, то изображение фокусируется далеко за пределами сетчатки, как
при сильной дальнозоркости. Если же надеть маску, то между глазом и водой
появляется прослойка воздуха. Изображение предметов будет теперь резким,
но мы их видим ближе и несколько выше действительного местоположения.
Мы уже знаем, что под водой в результате рассеяния
света резко снижается яркостной и цветовой контраст. Кроме этого, уменьшается
угол зрения объективов. Чтобы получить четкое, контрастное изображение,
надо снимать с минимального расстояния. Поэтому под водой, как правило,
используют широкоугольные объективы. В последние годы также часто используются
специальные сферические иллюминаторы и насадки, частично или полностью
восстанавливающие угол зрения объективов в воде.
На
Украине уже несколько лет выпускается простой и недорогой фотобокс для
фотоаппаратов типа "Зенит". После незначительной доработки, в него можно
устанавливать и некоторые модели современных зарубежных камер "Nikon",
"Pentax", "Minolta". Однако, если у вас есть деньги и желание более серьезно
заняться подводной фотографией, приобретайте японские подводные фотоаппараты
"Nikonos".
В современных условиях, при наличии распространенной
сети лабораторий экспресс - обработки фотоматериалов, удобнее всего работать
на цветной негативной пленке. Автор много лет успешно использует для съемки
под водой материалы фирм "Фуджи" и "Кодак". Наиболее насыщенные цвета
получаются на снимках, сделанных на пленках типа "KODAK GOLD
- 200", "KODAK ROYAL GOLD - 100", "Fujicolor RS-100".
Мы уже говорили о том, что выдержка должна
быть как можно короче. Не длиннее 1/60 сек. при съемке средних планов и
1/125 сек. для крупных планов. Еще сразу отметим тот факт, что под водой
удобнее всего учиться снимать на цветную пленку. Да и вообще, как это ни
парадоксально, получить хорошие цветные подводные снимки гораздо проще,
чем черно-белые.
Увеличить дальность качественной съемки можно,
поместив объект на ярко освещенном месте, но так, чтобы вся толща воды
между аппаратом и объектом находилась в тени (под причалами, плотами, у
борта судов, стоящих на приколе, под камнями и т.д.).
Чтобы не делать ошибок, надо тренироваться
в бассейне и на открытой воде, если есть такая возможность. Да и
все съемочные операции необходимо отработать до автоматизма.
Есть несколько причин, которые заставляют
подводного фотографа снимать при искусственном освещении. Во-первых, вода
примерно в 1.000 раз сильнее, чем воздух, поглощает свет. Общий уровень
освещенности уже на малых глубинах соответствует вечернему освещению улиц
города. Во-вторых, в зависимости от прозрачности воды, количество света
сильно меняется с глубиной. В-третьих, при съемке на цветную пленку применение
осветителей на глубине более 5 метров просто необходимо из-за избирательного
поглощения света водой.
Всем
этим требованиям полностью соответствуют импульсные газоразрядные лампы-вспышки.
Они легко герметизируются, автономны, малогабаритны, дают мощный световой
поток, спектральный состав которого соответствует дневному свету. Именно
благодаря этим свойствам, вспышки и приобрели такую популярность среди
подводных фотографов.
Чтобы избежать возникновения на снимке "светового
тумана", вспышку следует расположить впереди и несколько в стороне от корпуса
бокса. В этом случае толща воды между иллюминатором и объектом съемки не
освещается. Следовательно, взвешенные частицы остаются темными, и контраст
изображения будет хорошим.
Для более интересного рисунка можно использовать
два и более осветителей, расположив их с разных сторон бокса. Чтобы изображение
при этом не получилось плоским, освещенность с одной из сторон должна быть
в 1,5 раза больше, чем с другой.
Снимать со вспышкой с дистанции более 2,5
метра нецелесообразно из-за резкого снижения контраста и потерь цвета (луч
света проходит в толще воды 2,5 м до объекта и 2,5 м назад). В таких случаях
вспышка используется для подсветки переднего плана, а фон - освещен естественным
светом.
При съемке на цветную пленку в морской воде
рекомендуем использовать слабый розовый светофильтр типа "Скайлайт", а
для эффектов - желтый или оранжевый светофильтры, одевая их на вспышку.
Наиболее подходящая дистанция съемки при этом определяется опытным путем.
В пресных водоемах, чтобы убрать избыток желтого цвета, можно установить
на вспышку голубой светофильтр.
Тем, кто всерьез думает заняться подводной
фотографией, мы в первую очередь посоветуем запастись терпением. Скорее
всего, первые кадры вряд ли вас обрадуют.
Помните, что под водой объектив и пленку поменять
невозможно. Необходимо еще на поверхности постараться предусмотреть возможные
ситуации и взять самое необходимое снаряжение. Если предстоит интересное
погружение с подводниками, которые будут выполнять какую-то работу или
обследование акватории, необходимо взять широкоугольный объектив. Если
предполагается фотоохота, значит надо поставить основной объектив с телеконвертером
или небольшой телеобъектив.
Отправляясь
в поездку к далекому морю, берите с собой только свежие, испытанные, отличного
качества фотоматериалы. Всегда нужно иметь с собой также запасную дублирующую
камеру. Хорошо бы иметь с собой и запасной фотобокс со вспышкой, если это
возможно по условиям веса аппаратуры и водолазного снаряжения.
Приехав на новое место, найдите время для
пробной проявки пленок. Вода в новом для вас водоеме может иметь недостаточную
прозрачность, а это повлияет на ведущее число вспышки.
Перед поездкой внимательно прочтите все книги,
в которых описываются климатические и гидрологические условия выбранного
вами района, дается характеристика фауны и флоры с описанием возможных
опасностей.
Никогда не погружайтесь и не ныряйте под воду
в одиночку! Это чрезвычайно опасно! В незнакомом месте обязательно поговорите
с местными жителями перед тем, как отправиться в воду. Выясните у них все,
что нужно знать для безопасного плавания.
И еще одно, главное правило. Вы приехали на
море. Стоит тихая солнечная погода. Кажется, что так будет продолжаться
бесконечно долго. Все же преодолейте свою лень и усталость. Начните снимать
под водой с первого дня. Ведь завтра может разыграться жестокий шторм,
пойдет дождь, вода станет мутной и будет отстаиваться не один день. А тем
временем и ваша поездка подойдет к концу.
Снимайте больше, снимайте под водой круглый
год, не только на море, но и в реке, в бассейне. И к вам обязательно придет
успех. Тогда вы сможете показать друзьям, знакомым и всем своим почитателям
уголки того прекрасного и удивительного мира, который лежит в нескольких
метрах от поверхности, но которой так далек и непохож на все земное.
Сергей
Глущенко
Tel/fax:(380) - 572 - 65. 99. 05
E-mail:gurin@kharkov.com
All photograps on these pages are property of S. Glushchenko.
Duplication in whole or in part is prohibited.
Copyright Sergiy Glushchenko 1999.